Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.
Многих родителей волнует проблема
правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была
внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц
артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития
подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются
артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной
гимнастики для группы шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ).
"Накажем
непослушный язык"
Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю
губу. Края языка касались уголков рта.
"Чьи зубы чище?"
Цель. Выработать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком языка
"почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком
из стороны в сторону.
"Чашечка"
Описание: рот приоткрыт. Несильно высунуть
широкий язык и придать ему форму чашечки, слегка загнув вверх боковые края и
кончик языка. Язык должен быть на уровне верхней губы. В таком положении
удерживать язык под счёт от 1 до 10.
Важно, чтобы язычок-чашечка не касался
нижней губы.
"Вкусное варенье"
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним
краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из
стороны в сторону.
Можно намазать губы вареньем или джемом
"Маляр"
Цель. Отрабатывать
движения языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Краткое описание.
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка «погладить» твердое
нёбо, делая движения языком назад - вперёд (от зубов к горлу и обратно).
Методические
указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны
быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
"Грибок"
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот,
"приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его
в таком положении как можно дольше.
Важно, чтобы рот был широко открыт на
протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
"Гармошка"
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать
подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить
язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются
меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в
положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все
шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания.
1. Следить, чтобы при открывании рта губы
были неподвижны.
2. Открывать
и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.
3. Следить,
чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
"Фокус"
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх,
умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине
языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были
прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик
носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была
неподвижной.
2. Боковые
края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую
идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и
натягиваться на нижние зубы.
"Футболист"
Цель. Вырабатывать плавную, длительную,
непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний
край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть
ватку на противоположный край стола. Воздушная струя проходит по желобку, по
средней линии языка.
Комментарии
Отправить комментарий