Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ).

"Накажем непослушный язык"

Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать язык широким и распластанным.
Описание. Приоткрываем рот, кладём язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносим слоги пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в таком положении при открытом ротике под счет до 5-10.

Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу. Края языка касались уголков рта.

"Чьи зубы чище?"

          Цель. Выработать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.        

"Чашечка"



Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем боковых краёв и кончика языка вверх.

Описание: рот приоткрыт. Несильно высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, слегка загнув вверх боковые края и кончик языка. Язык должен быть на уровне верхней губы. В таком положении удерживать язык под счёт от 1 до 10.

Важно, чтобы язычок-чашечка не касался нижней губы.


"Вкусное варенье"



        Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Можно намазать губы вареньем или джемом


"Маляр"



Цель. Отрабатывать движения языка вверх, его подвиж­ность, умение управлять им.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка «погла­дить» твердое нёбо, делая движения языком назад - впе­рёд (от зубов к горлу и обратно).

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка до­ходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он про­двигается вперед, и не высовывался изо рта.


"Грибок"



Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъя­зычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


"Гармошка"



Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, при­клеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъя­зычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При пов­торении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при от­крывании рта губы были неподвижны.

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до де­сяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.


"Фокус"



Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение прида­вать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по­середине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на верхнюю губу так, что­бы боковые края его были прижаты, а посередине языка был же­лобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

 1. Следить, чтобы ниж­няя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в ко­торую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

 3. Нижняя губа не должна подворачивать­ся и натягиваться на нижние зубы.


"Футболист"



Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося дли­тельно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Воздушная струя проходит по желобку, по средней линии языка.


Желаю успеха!

Комментарии