Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

     Для того, чтобы малыш овладел звуками С, Сь, З, Зь, Ц необходимо научить язычок точно выполнять пока ещё сложные движения. Выработке необходимых навыков способствует данная артикуляционная гимнастика.

"Блинчик"

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнувшись, приоткрываем рот, и кладём язык на нижнюю губу.  В таком положении удерживаем широкий язык при открытом ротике под счет от 2 до 5-10.Боковые края языка касаются углов рта.
Важно, чтобы малыш не напрягал губы и не закусывал нижнюю губу.

"Заборчик"

 

Цель. Выработать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от 2 до 5-10.

"Трубочка"

Цель. Выработать умение удерживать губы вытянутыми вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 2 до 5-10.

«Горка»

Цель. Вырабатывать подъём спинки и корня языка вверх, удерживать кончик языка в положении за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой» (выгнуть спинку языка). Удерживать 5-10 секунд.
Методические указания. Если трудно выполнить это упражнение, то необходимо пропеть звук «и» и язык примет нужное для «горки» положение. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
"Покусаем язычок"

Цель. Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание. Улыбнуться, открыть рот, покусывать язык от кончика до середины, продвигая его постепенно вперёд – назад, произнося – «та-та-та». 
Важно, не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.
"Дуем на лопаточку"

Цель. Вырабатывать умение дуть посередине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на нижнюю губу, спокойно подуть посередине языка. Удерживать 5-10 секунд.
Методические указания.
1. Губы растягивать в улыбку, нижняя губа не подворачивается внутрь.
2. Боковые края языка касаются уголков рта.
3. Не сжимать язык зубами.
4. Выдох спокойный.

"Мыльные пузыри"

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Оборудование. Нам понадобится флакон мыльных пузырей.

Описание. Вытянем губы вперед трубочкой и длительно подуем.

Важно, чтобы малыш не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Кроме того, обязательно напоминаем ребёнку, что дышать нужно носом, а выдыхать через рот. Выдувать мыльные пузыри необходимо на одном выдохе. 

"Забей мяч в ворота"

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, воздушную струю, идущую посередине языка.
Оборудование. Нам понадобится ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота.
Описание. Улыбнувшись, положим широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, пытаемся забить ватный шарик в ворота.
Важно, чтобы малыш не закусывал нижнюю губу и не надувал щёки. Весь воздух должен проходить по центру язычка. 

Желаю успеха!









Комментарии