Артикуляционная гимнастика для звуков Л, ЛЬ.

Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, зад­няя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:

"Лопатка"

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержи­вать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык дале­ко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

"Пароход гудит"

Цель. Вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.
Краткое описание. Приоткрыть рот. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно про­износить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

"Вкусное варенье"

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части язы­ка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы рабо­тал только язык, а нижняя челюсть не помогала  — она должна быть неподвижной (можно при­держивать ее пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

"Качели"

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение язы­ка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот, положить широкий язык снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше. Удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—6 раз.
Методические указания. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть оставалась неподвиж­ной.

"Индюк"

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, развивать гибкость и подвижность его передней части.
Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отры­вать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала произво­дить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить го­лос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Методические указания.
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были впе­ред-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизы­вать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

"Горка"

Цель. Вырабатывать подъём спинки и корня языка вверх, удерживать кончик языка в положении за нижними зубами.
Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот, широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх «горкой». Удерживать 5-10 секунд.
Методические указания. Если трудно выполнить это упражнение, то необходимо пропеть звук «и» и язык примет нужное для «горки» положение. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

"Парус"

Цель. Удерживать язык за верхними зубами.
Краткое описание. Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
Методические указания. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам.

"Лошадка"

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем язы­ка.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя че­люсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы конник языка не подворачивался внутрь.

Желаю успеха!

Комментарии