Артикуляционная гимнастика для звуков Р, РЬ
Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Выстукивать, таким образом, различные мелодии. Как на барабане.
Методические указания.
1. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара — не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Краткое описание. Кончиком языка, прикасаясь к альвеолам, совершать очень быстрые движения вперед-назад, не отрывая языка от альвеол. Упражнение выполняется с голосом. После этого точно так же совершать движения вправо-влево.
Методические указания. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Краткое описание. Варианты:
1.Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
2.Положить между губ широкий расслабленный край языка. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали («едем на мотоцикле»).
Методические указания.
1. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее .
2. Следить, чтобы губы не напрягались, щёки не раздувались, язык зубами не зажимался.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Методические указания.
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должка опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания.
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Краткое описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «т-т-т», сначала медленно, но постепенно убыстрять темп.
Методические указания.
1. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.
2. Звук Т носил характер чёткого удара, а не хлюпал.
3. Кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Краткое описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звуки «т – д – т - д», сначала медленно, но постепенно убыстрять темп. Повторять упражнение 5- 6 раз.
Методические указания.
1. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.
2. Произносимые звуки носили характер чётких ударов.
3. Кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
Краткое описание. Рот открыт. Губы слегка растянуты в улыбке. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Длительно произносим звук Ж.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следим, чтобы воздушная струя шла по середине языка.
3. Губы не должны натягиваться на зубы.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
«Чистим зубы»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Маляр»
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
«Барабан»
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Выстукивать, таким образом, различные мелодии. Как на барабане.
Методические указания.
1. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара — не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
«Трещотка»
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Краткое описание. Кончиком языка, прикасаясь к альвеолам, совершать очень быстрые движения вперед-назад, не отрывая языка от альвеол. Упражнение выполняется с голосом. После этого точно так же совершать движения вправо-влево.
Методические указания. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«Кучер»
Цель. Отрабатывать вибрацию губ и кончика языка. Развивать силу выдоха. Краткое описание. Варианты:
1.Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
2.Положить между губ широкий расслабленный край языка. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали («едем на мотоцикле»).
Методические указания.
1. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее .
2. Следить, чтобы губы не напрягались, щёки не раздувались, язык зубами не зажимался.
«Грибок»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку). Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Методические указания.
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должка опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
«Гармошка»
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания.
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
«Пулемёт», «Автомат»
Цель. Вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Краткое описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «т-т-т», сначала медленно, но постепенно убыстрять темп.
Методические указания.
1. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.
2. Звук Т носил характер чёткого удара, а не хлюпал.
3. Кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
«Дятел»
Цель. Вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Краткое описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звуки «т – д – т - д», сначала медленно, но постепенно убыстрять темп. Повторять упражнение 5- 6 раз.
Методические указания.
1. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.
2. Произносимые звуки носили характер чётких ударов.
3. Кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
«Шмель»
Цель. Удерживать широкий язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Краткое описание. Рот открыт. Губы слегка растянуты в улыбке. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Длительно произносим звук Ж.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следим, чтобы воздушная струя шла по середине языка.
3. Губы не должны натягиваться на зубы.
«Фокус»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Желаю успеха!
Комментарии
Отправить комментарий