Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Фонематический слух — это способность различать и воспринимать звуки речи, что является основой для успешного обучения чтению и письму. Работа по развитию фонематического слуха особенно важна в дошкольном возрасте, когда дети активно осваивают язык и формируют свои речевые навыки.

Игры для развития фонематического слуха

1.Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое или маленькое.

Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.

2. Послушай загадку-обманку. Добавь последнее слово, но не торопить, подумай!
- Выбрать сам Ванюша смог
Пару варежек для ...(ног?)
- Друга лучше не найдешь,
Лает громко верный .....(ёж?)
- Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая ... (лисица?)
- Когда луч солнечный потух,
В лесу завыл большой ...(петух?)
- Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно ...(пять?)
- Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый ...(слон?)
- В тёплой лужице своей
Громко квакал.... (муравей?)
- Серый шарик только тронь,
Всех уколет тихий .... (конь?)
3. Послушай три близких по звучанию слова и повтори названия только съедобных предметов.
Картошка. Ложка. Окрошка.
Апельсин. Блин. Мандарин.
Конфета. Котлета. Ракета.
Миска. Сосиска. Ириска.
Банан. Диван. Барабан.
Пирожок. Творожок. Горшок.
Пломбир. Кефир. Сыр.
Суп. Зуб. Дуб.
Булочка. Будочка. Дудочка.
Лимон. Вагон. Бульон.
4. Послушай, как по-разному взрослый произносит один и тот же звук. Затем стань артистом и попробуй так же менять характер звука (Взрослый произносит один и тот же гласный звук с разной тембровой окраской)

А - плачет девочка; качаем малыша; поет певица; показываем горло врачу.
О - удивилась мама; стонет бабушка; поет певица; потягивается папа.
У - гудит пароход; плачет мальчик; воет волк; воет ветер.

5. «Угадай, кто позвал» 
Договоритесь с домашними (друзьями, знакомыми), что будете окликать малыша по очереди сначала по имени, а позже коротко: «Ау!» и, возможно, будете менять тембр голоса. Ребёнок же, не видя, кто его позвал, должен отгадать зовущего.

6. "Шутки - минутки"
Вы читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в
словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет её.
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.

Развивая фонематический слух, мы не только помогаем детям лучше воспринимать речь, но и способствуем формированию уверенности в собственных речевых способностях. Важно делать занятия интересными и увлекательными, чтобы дети с удовольствием участвовали в процессе.

Не забывайте, что регулярная практика и игровые элементы — ключ к успеху в обучении!

Комментарии