О правильном дыхании
Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании детей с речевыми нарушениями выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия нёбных миндалин II-III степеней). Установлена связь между способом дыхания и успехами в дальнейшем обучении.
На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная "неисправность" носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через "входные ворота" – нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.
Важно следить за дыханием маленьких детей. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами – это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.
Вот простейшее упражнение – закрывание рта "на замок": рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.
Несколько комплексов упражнений при нарушении носового дыхания.• Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа.
• Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох (до 5 раз).
• Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5-6 раз через каждую половину носа).
• Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5-6 раз).
• Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] (до 8 раз).
• Встать, подняться на носках – вдох, присесть – полный выдох.
• Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад – вдох, вернуться в исходное положение – полный выдох.
• Ходить в течение 2-3 мин. Постепенно удлинять фазу выдоха (на счет раз-два – вдох, на три-четыре-пять-шесть – выдох; на счет раз-два – вдох, на пять-шесть-семь – выдох, выполнять 2-3 мин).
Комплекс 2. Во время занятия дышать только через нос.
• Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.
• Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), живот выпятить. Задержать дыхание. Затем наклониться вперед, руки опустить – выдох.
• Сидя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), выдох через нос.
• Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по нёбу в направлении маленького язычка (”маляр”).
• Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку (”кулачок” – “подметание” – „маляр”).
• Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
• Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
• Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
• Двигать нижней челюстью вправо-влево.
• Вытянуть губы как можно дальше (”трубочка”).
• Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы (”улыбка”).
• Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием.
• Надуть щеки поочередно: левую и правую.
• Надуть верхнюю губу
Комплекс 3. Во время занятия дышать только через нос.
• Широко раскрыть рот – зевание. Затем “глотнуть”, т.е. сомкнуть верхнее нёбо с задней частью языка.
• Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
• Широко раскрыть рот.
• Рот закрыть. Язык оттянуть назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять его на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку (”кулачок” – „подметание” – “маляр”).
• Кончик языка поставить за передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
• Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).
• Смыкать и размыкать челюсти (руками контролировать движение челюстей у их „основания”).
• Губы вытянуть вперед, как можно дальше (”трубочка”).
• Губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы (”улыбка”), чередовать.
• Выполнять “кривую улыбку” вправо-влево.
• Втягивать щеки.
• Надувать и втягивать щеки, не открывая рта.
• Как можно шире открывать рот.
• Набрать воздух, „задуть” его в уши (самопродувание).
Комментарии
Отправить комментарий