Рекомендации для родителей

Роль родителей в логопедической работе: как поддержать своего ребенка?

Логопедическая коррекция — это важный процесс, который требует совместных усилий как специалистов, так и родителей. Каждый родитель может сыграть значимую роль в поддержке своего ребенка на пути к развитию речи и коммуникации. 

Практические шаги, которые родители могут предпринять для того, чтобы помочь в логопедической работе
1. Понимание речевых нарушений
Первый шаг к успешной коррекции — это осознание и понимание проблемы. Важно знать, с каким именно речевым нарушением сталкивается ваш ребенок. Знание основ поможет лучше воспринимать рекомендации логопеда и активно участвовать в процессе.
2. Создание положительной атмосферы
Дети лучше развиваются в поддерживающей и позитивной среде. Создавайте атмосферу доверия и комфорта, где ребенок будет чувствовать себя уверенно и раскрепощенно. Хвалите его за маленькие успехи, задавайте открытые вопросы и не торопите с ответами.
3. Поддержка домашних заданий
Важно не только выполнять задания логопеда, но и делать это регулярно и творчески. Превратите занятия в игру, используйте любимые игрушки ребенка, совместно читайте книги.
4. Вовлечение в занятия
Посещение логопедических коррекций — это не только работа специалиста, но и возможность для родителей узнать об упражнениях и методах прямо на практике. Не стесняйтесь задавать вопросы логопеду и просите показать, как правильно выполнять задания.
5. Использование ежедневных ситуаций
Используйте каждую возможность для практики речи. При походах в магазин, во время прогулок или домашних дел можно обсуждать предметы, цвета, действия и задавать вопросы. Это развивает не только речь, но и коммуникативные навыки.
6. Обсуждение с логопедом и другими специалистами
Важно поддерживать связь не только с логопедом, но и с воспитателями и другими специалистами, работающими с вашим ребенком. Они могут дать ценную информацию о том, как ваш ребенок ведет себя в группе и какие еще действия могут помочь.
Родители играют ключевую роль в логопедической работе. Их активное участие, понимание проблемы и создание поддерживающей среды могут значительно ускорить процесс коррекции. Помните, что каждый маленький шаг — это шаг к большому успеху! Поддерживайте и верьте в своего ребенка, и результаты вас порадуют!

Памятка родителям по выполнению заданий логопеда

1. Родители забирают тетрадь для выполнения домашних заданий в пятницу вечером.
2. В выходные дни, в течение 15-20 минут родители выполняют задания логопеда вместе с ребенком. Занятия проводятся в спокойной доброжелательной обстановке.
3. Не рекомендуется выполнять все задания в один день. Большую пользу принесёт выполнение заданий небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Не рекомендуется выполнять задания в воскресенье вечером перед сном.
4. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом (лучше большим), чтобы ребёнок мог себя контролировать.
5. Все задания, которые вклеиваются в тетрадь, необходимо начинать с артикуляционной гимнастики!
6. Артикуляционную гимнастику желательно выполнять каждый день! Остальные задания выполняются однократно.
7. Родители не должны выполняйте домашние задания за ребенка.
8. Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
9. Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под наблюдением взрослого. В тетради ребенок работает только карандашами.
10. Поставленные звуки в речи ребенка контролируются везде!
11. Следует приучать ребенка бережно относиться к тетради: не мять ее, не загибать листы.
12. Необходимо хвалить ребёнка за каждое, даже небольшое, достижение.
13. Тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание.

Рекомендации для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики


Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

О чем говорить с ребенком?

С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими.
В семье эту потребность можно удовлетворить через разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребёнком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, быстрее развиваются и имеют правильную речь. Темы для бесед очень разнообразны. С детьми нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах.
✔ Расскажите о себе: назовите фамилию, имя, отчество, свою профессию, где работаете, чем занимаетесь.
✔ Расскажите ребёнку о нём: назовите его фамилию, полное имя, отчество, возраст, дату рождения (число, месяц, время года).
✔ Расскажите о вашей семье: как зовут сестру, брата, бабушку, дедушку; кто старше в семье, кто младше, кто кем приходится.
✔ Обсудите с ребёнком, каких животных он видел в зоопарке, их внешний вид, повадки, чем питаются.
✔ Побеседуйте с малышом о том, что интересного он видел по дороге из детского сада, попросите вспомнить, где и как он отдыхал летом.
✔ Уточните у ребенка, знает ли он, как нужно вести себя на улице, в общественных местах. 
✔ Обсудите прочитанную сказку, книжку.
✔ Попросите рассказать, как он провёл день в детском саду.
В ходе таких бесед у малыша развиваются память, мышление, связная речь, лексико-грамматический строй речи.
Советы для родителей
1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком. Помните: основные собеседники для ребёнка в семье – родители, бабушка или дедушка, братья и сестры.
2. Приобретайте репродукции картин, альбомы, картинки, рассматривайте их, обсуждайте.
3. Устройте соревнование «Чей рассказ интереснее?», «Чья сказка лучше? » с участием всех членов семьи. Записывайте в тетрадь рассказы и сказки вашего малыша. Через два, три месяца прочитайте их вместе с ребёнком, проанализируйте, запишите новые.
4. Устраивайте в выходные дни прогулки, поездки на природу, это хороший стимул для составления рассказов и сказок.
5. Чаще и больше разговаривайте с ребёнком, читайте ему книги, обсуждайте увиденное и прочитанное, обращайтесь к малышу с вопросами. Каждое непонятное для него слово обязательно разъясняйте. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений, рассказов, сказок.
6. Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов?», «Скажи какой? », «Назови действие», «Скажи наоборот», «Придумай слово на заданную букву (тему) », «Назови одним словом».


Уважаемые родители!

Желаю Вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий